Десять шедевров Васильевского острова

Город, 25 января 2016, 03:51
0 1123
Десять шедевров Васильевского острова

Десять шедевров Васильевского острова

Главный петербургский остров и его главные достопримечательности.

1. Меншиковский дворец
Одно из самых первых зданий на территории Васильевского острова принадлежало главному сподвижнику Петра Первого. По легенде, царь ему сказал, что отдаст ту землю вдоль берега, которую не займут будущие Двенадцать коллегий, и тогда хитрый царедворец поставил здание торцом к Неве, а себе отстроил по проекту архитектора Фонтана роскошный дворец, выходящий фасадом на Неву.
Место: Университетская набережная, 15

2. Двор филологического факультета СПбГУ
Знаменитый ныне двор филфака СПбГУ стал заполняться скульптурами с 2002 года. Теперь тут есть и странноватая абстракция «Размышление», и технократические этюды, и знаменитая бегемотиха, которую гладят студенты перед экзаменами. Кроме того, именно тут установили первые памятники Бродскому и Блоку. Автора «Конца прекрасной эпохи» изобразили в виде головы, стоящей на чемодане (с намеком на его эмигрантскую судьбу), а создателя поэмы «Двенадцать» разместили прямо под окнами бывшего кабинета его отца — Блок получился не просто худой, а худосочный, надломленный, пытающийся справиться со стихией.
Место: между Университетской набережной и Менделеевской линией

3. ДК имени Кирова
Одно из последних зданий, построенных в стиле конструктивизма в то время, когда уже всюду стал насаждать сталинский ампир.
Получился практически дворец с массивными колоннами и огромными стеклами. Его автором стал знаменитый архитектор Ной Троцкий, также спроектировавший Дом советов на Московской площади.
Тут до сих пор размещаются различные кружки и секции, часть помещений сдана арендаторам, но судьба здания туманна из-за споров между владельцами.
Место: площадь Собчака

4. Подводная лодка Д-2 «Народоволец»
В Петербурге есть не только музей подводного флота на Кондратьевском, но и целая экспозиция, размещенная прямо на борту подлодки.
Весь облик подводной лодки Д-2 (от корпуса до отсеков и мест работы экипажа) воссоздан в том виде, в каком он был во время Великой отечественной войны. Сама экспозиция посвящена действиям советского флота и эскадр союзников во время Второй мировой.
Место: Шкиперский проток, 10

5. Смоленское лютеранское кладбище
Это старейшее из неправославных кладбищ Петербурга и одно из самых мрачных: по ночам здесь царит кромешная тьма, а в девяностые и нулевые тут нередко собирались неформалы.
В XVIII-XIX веках же здесь хоронили многих архитекторов и деятелей искусства, работавших в России и тут скончавшихся (вроде архитектора Тома де Томона). Но после октябрьской революции надгробия перенесли в некрополь Александро-Невской лавры, где организовали Музей городской скульптуры, и кладбище пришло в запустение. До сих пор многие склепы находятся в полуразрушенном состоянии: за ними просто некому ухаживать. Среди прочих, здесь похоронены математик Эйлер, первый директор Царскосельского лицея Энгельгардт, отец академика Капицы с семьей, дипломат Ламсдорф, канцлер Ниссельроде, основатель Одессы Дерибас, первый глава еще царского Российского футбольного союза Макферсон.
Место: между переулком Декабристов и набережной реки Смоленки

6. Кунсткамера
Это здание — плод мечты Петра Первого о музее европейского типа в российской столице. Впервые о создании коллекции уродцев и прочих чудес со всего света царь задумался еще во время своего Великого Посольства. Строительство здания началось в 1716 году, но насладиться музеем Петр не успел: к моменту его смерти 1725-м тут не было даже потолков. Окончательно здание достроили в 1733 году, его увенчала башня с обсерваторией.
От Кунсткамеры берут начало сразу несколько российских музеев: этнографический, биологический, зоологический и другие. В самой же Кунсткамере остался Музей антропологии и этнографии: петровские уродцы и экспонаты из жизни народов мира.
Место: Университетская набережная, 3

7. Стрелка Васильевского острова
Первоначально здесь находился первый торговый порт в Петербурге. Потом, в конце XVIII века было решено перестроить территорию. Сперва Кваренги, а потом Тома-де-Томон воздвигли здания пакгаузов, а также похожую на греческий храм новую Биржу (которая потом стала Военно-морским музеем, а сейчас вновь обрела прежнее предназначение). Ну, а главным элементом ансамбля стали знаменитые Ростральные колонны, установленные в честь побед русского флота в XVIII веке.

8. Лютеранская церковь Святого Михаила
Церковь построили в 1876 году по проекту военного инженера Бульмеринга. Это один из первых образцов поздней российской псевдоготики: остроносая башенка, полукруглые своды, огромные и массивные деревянные двери. Красота неописуемая. Сейчас здание ремонтируется. Располагалась там немецкая община, которая образовалась после отделения от нее эстонской. Потом, при советской власти церковь закрыли, вернув ее Лютеранской общине в 1992 году. Здание реконструируется. Для окончательного восстановления фасадов — на крыше отсутствуют 13 башенок-пиннаклей и готические решетки — требуются очень большие средства.
Место: Средний проспект В.О., 18

9. Грифоны у воды
В мифах некоторых народов Древнего Востока грифонами называли фантастических чудовищ с туловищем льва, крыльями и головой орла или льва с острыми когтями и, как правило, белоснежными крыльями. Самых знаменитых грифонов поставил скульптор Соколов на Банковском мосту в 1826 году. Животные были сделаны во многом, чтобы закрыть чугунные консоли, на которые крепятся цепи, поддерживающие мост. До начала XX века грифоны авторства скульптора Геде были и на набережной около Академии художеств, но вскоре бесследно исчезли. Их восстановили в 1950-е годы. Говорят, если положить руку в пасть одного из них и загадать желание, то оно обязательно сбудется.
Место: набережная Лейтенанта Шмидта, около Академии Художеств

10. Академия Художеств
Здание работы Валлен-Деламота было построено в 1780-х годах. Художников тут обучают до сих пор. Примечателен двор академии: полукруглый, серый, мрачный мощеный брусчаткой и имеющий выходы только через двери. Строгость композиции немного разбавляет памятник основателю вуза графу Шувалову.
Обычно после завершения строительства макеты оставались под крышей построенных зданий. Позднее в Петербурге появилась традиция передавать эти точные уменьшенные копии в Академию художеств. Ведь макеты позволяют зрителю разглядеть даже самые мелкие детали сооружения, которые частенько незаметны при изучении любого архитектурного шедевра. Так и появился музей макетов зданий, который до сих пор базируется на Университетской набережной. Там, к примеру, можно увидеть Смольный и Исаакиевский соборы в разрезе, причем сделанные крайне скрупулезно, там учтены все самые мелкие детали.
Место: Университетская набережная, 17
Теги: admin

Комментарии (0) Вконтакте (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.